В Государственную Думу РФ внесен пакет законопроектов о реформировании суда присяжных

«14» марта 2016 года Президент России В. В. Путин внес в Государственную Думу РФ пакет законопроектов, среди которых особый интерес представляют следующие: Законопроект № 1016471-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации» и Законопроект № 1016480-6 "О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Названные законопроекты предусматривают реформирование института суда присяжных заседателей в России.

В частности, законопроектами предусматривается расширение дел, подсудных суду присяжных.

Так, в настоящее время с участием присяжных заседателей могут быть рассмотрены только дела о преступлениях, предусмотренных следующими составами:

- ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство с квалифицирующими признаками);

- ч. 4 ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии);

- ч. 5 ст. 228.1. УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества в особо крупном размере);

- ч. 4 ст. 229.1. УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества с особыми квалифицирующими признаками (перечислять их все не имеет смысла, так как это очень усложнит восприятие текста, который итак перегружен наименованиями составов преступлений – прим. автора));

- ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля);

- ст. 295 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование);

- ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа);

- ст. 357 УК РФ (геноцид);

При этом важно, что вышеописанные категории дел не входят в компетенцию суда присяжных, если в соответствии с положениями УК РФ в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

Помимо вышеназванных дел, только уже без каких-либо оговорок, суду присяжных заседателей подсудны дела о преступлениях, предусмотренных такими составами, как:

- ч. 3 ст. 126 УК РФ (похищение человека при наличии особых квалифицирующих признаков);

- ст. 209 УК РФ (бандитизм);

- ч. 1-3 ст. 211 УК РФ (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава с особыми квалифицирующими признаками);

- ст. 227 УК РФ (пиратство);

- ст. 353 УК РФ (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны);

- ст. 354 УК РФ (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны);

- ст. 354.1. УК РФ (реабилитация нацизма);

- ст. 355 УК РФ (разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения);

- ст. 356 УК РФ (применение запрещенных средств и методов ведения войны);

- ст. 358 УК РФ (экоцид);

- ч. 1-2 ст. 359 УК РФ (вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях в том числе с использованием своего служебного положения);

- ст. 360 УК РФ (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой).

Казалось бы, что данный список выглядит внушительным, однако на деле, в силу специфики перечисленных составов преступлений, суд присяжных заседателей не так часто призывается вершить правосудие, как того хотелось бы.

Однако указанные в начале законопроекты призваны поменять имеющееся положение дел.

Так, законопроекты предусматривают расширение компетенции суда присяжных. В частности, особое условие о подсудности дел суду присяжных по ряду составов только в случае, если в соответствии с положениями УК РФ в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь (см. выше), отменяется для дел по преступлениям, предусмотренным ч.2 ст.105, ст.ст. 277, 295, 317, 357 УК РФ.

Более того, предлагается включить в компетенцию суда присяжных рассмотрение уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство) и ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).

Одновременно с этим законопроекты предусматривают создание суда присяжных в районных судах, в то время, как на сегодняшний день суды присяжных создаются только в областных судах.

А вот численность присяжных заседателей, напротив, подлежит сокращению – 8 человек для областных судов, против 12 на сегодняшний день. В районных судах численность коллегии присяжных заседателей предлагается установить в количестве 6 человек.

Если попробовать отойти от того обилия сложного нормативного текста, изложенного в данной новости, то главным тезисом будет являться расширение полномочий суда присяжных.

Эта новость столь удивительная и неожиданная, сколь и положительная. В условиях современного уголовного процесса, который, в большинстве своем, по мнению ряда авторитетных ученых и практиков, представляет собой инквизиционную машину, именно суд присяжных является тем самым «лучом света в темном царстве».

На суд присяжных в некоторые годы выпадало наибольшее количество оправдательных приговоров. Во-многом, поэтому последние время государство активно вело политику закручивания гаек, урезая и без того небогатую компетенцию суда присяжных.

Однако внесенные законопроекты, если не полностью, то по многим пунктам противоречат деятельности законодателя последних лет, и видятся огромным шагом вперед в развитии и распространении института «суда равных».

Остается только надеется, что данные законопроекты будут доведены до ума, приняты и покажут свою действенность в судебной практике.