Адвокатская монополия не за горами

Срок введения полной адвокатской монополии на судебное представительство снова откладывается на неопределенный, но очень короткий срок.

В последнее время все больше и больше содрогается воздух рынка юридических услуг от тяжелой поступи адвокатской монополии, приближающейся все ближе и ближе.

Не высказывался (как поддерживая, так и критикуя) по поводу адвокатской монополии, разве что, только ленивый.

Настал час и нам вставить свои пять копеек.

Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» ратифицирован указанный в длинном названии Закона Протокол.

Исходя из аутентичного толкования положений данного Протокола, в частности пункта II (1) (A) (a) Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам, входящего в Приложение I к Протоколу, накладывался запрет на осуществление деятельности, связанной с судебным представительством лицам, не имеющим статуса адвоката.

Данное положение чуть позже было скорректировано Постановлением Конституционного Суда РФ от 09.07.2012 N 17-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации - Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации», согласно которому «…право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, не означает возможность допуска любого гражданина к участию в судопроизводстве в качестве представителя…».

С формальной точки зрения, подобное утверждение, исходящее от органа конституционного контроля дало основание требовать принятие федерального закона, ограничивающее судебное представительство для лиц, не имеющих статус адвоката.

И, примерно, с этого же времени интерес к адвокатской монополии стал неугомонно расти.

Согласно государственной программе «Юстиция», утвержденной Правительством РФ, к 2015 года должна быть разработана единая концепция реформирования рынка юридических услуг.

В последующем шли ожесточенные дискуссии относительно базиса этой концепции: создание саморегулируемых организаций, объединение юристов на базе адвокатуры, установление требования о наличии высшего юридического образования (что, к слову, и было воплощено в новом Кодексе административного судопроизводства РФ).

В результате все споры свелись к следующему: объединять ли юристов на базе адвокатуры или же сделать «французскую» модель (уголовная и гражданская специализации для профессиональных представителей и защитников).

В декабре 2015 года данная концепция была разработана. Из концепции следует, что что адвокатский статус для оказания юридических услуг будут обязаны получить почти все юристы – исключения составят государственные и муниципальные служащие, корпоративные юристы, нотариусы и патентные поверенные.

Переходный период установлен небольшой: 2016-2017 года. К концу 2017 года все лица, оказывающие юридические услуги по судебному представительству обязаны примкнуть к адвокатскому сообществу.

Как отмечалось, Минюст готов предоставить юристам специальный порядок перехода в адвокатуру, а также установить внутри адвокатуры гражданскую, уголовную и арбитражную специализации с разными наборами экзаменов.

Однако представляется, что специальный порядок так и останется на бумаге. Посудите сами, «28» января 2016 года, Советом Федеральной палаты адвокатов был утвержден порядок сдачи квалификационных экзаменов и перечень вопросов. Да, теперь вопросов 236, вместо 400, теперь вопросы разбиты на блоки, но эти блоки скорее тематические, нежели определяющие специализацию. Что касается общего порядка сдачи квалификационного экзамена, то здесь существенных изменений не произошло.

При таких обстоятельствах, вопрос определения специализации адвоката и сдачи соответствующего экзамена остается открытым.

Честно говоря, данная концепция вызывает больше вопросов. В частности: адвокат имеющей арбитражную специализацию, сможет ли представлять интересы в судах общей юрисдикции по вопросам оказания помощи гражданам? Нужно ли будет пересдавать специальный блок экзаменов? Возможно ли получить множественную специализацию?

К сожалению, пока приходится только гадать.

По правде говоря, воображение рисует страшную картину: в Адвокатской палате Московской области 6 человек занимаются руководством и координацией 5 456 адвокатов (по состоянию на 20.01.2016 г.). Юристов, работающих в консалтинге и индивидуальных предпринимателей в Московской области более 15 000. Если они все, в течение двух лет ринутся в адвокатуру, боюсь, что адвокатура не совладает с таким потоком.

А кто в итоге окажется в проигрыше? Полагаю ответ очевиден: все те, кому нужна квалифицированная юридическая помощь.

Очевидно, что некоторый фильтр на пути допуска к судебному представительству необходим, дабы оградить суд и участников процесса от, так называемых, правозащитников. Однако стоит ли делать это на базе адвокатуры – вопрос, не имеющий однозначного ответа.

Стало известно, что Правительство РФ вернуло в Минюст проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи на доработку. Причиной для возврата документа стали технические недостатки.